Среди сотен польских святилищ Ясна Гура — Ченстохова занимает первое и особенное место. Ежегодно санктуариум посещает
от одного до двух миллионов паломников. Они приходят, чтобы помолиться
перед чудотворным образом Матери Божией Ченстоховской, который
славится многими чудесами и навсегда вошёл в историю Польши. Особенно
торжественно происходит ежегодное паломничество в Ченстохову со всей
Польши, приуроченное к торжеству Взятия в Небо (Успения) Пресвятой
Богородицы 15 августа, которое не прекращалось ни в годы немецкой, ни в
десятилетия советской оккупации.
Старейшим документом, сообщающем о чудотворном образе, является латинская рукопись, которая находится в архиве монастыря: Translatio tabulae Beate Marie Virginis quam Sanctus Lucas depinxit propriis manibus («Перенесение образа Благословенной Девы Марии, который собственноручно написал св. Лука»). В документе мы читаем:
«Автором
образа является св. Евангелист Лука. По просьбе верных он изобразил
Деву Марию с Младенцем на столешнице стола, за которым Ей случалось
сидеть. Император Константин приказал перенести образ из Иерусалима в
Константинополь и поместить в храме. Там образ прославился
чудесами. Восхищённый чудотворным образом русский князь Лев,
который находился на службе у Константина, выпросил его у императора и
перенёс в свои владения, где богато его украсил. Образ вновь прославился
чудесами. Во время войны с Людовиком Венгерским образ укрыли в
замке, который перешёл к Людовику, и образом завладел наместник короля
князь Владислав Опольчик. Во время осады замка литвинами и татарами в
замок влетела стрела и попала в правую сторону образа. Тогда на
осаждавших пала тьма и привела их в ужас. Князь совершил вылазку и
разгромил врагов. В дальнейшем князь решил перенести образ в свою
вотчину, но повозку с ним не могло сдвинуть с места даже множество
лошадей. Тогда князь принёс обет, что воздвигнет храм и монастырь
там, где будет помещаться образ. После этого лошади легко сдвинули
повозку, и образ был доставлен на Ясну Гуру. Там его поместили в часовне
монастыря, и образ снова прославился чудесами».
Документ
датируется первой половиной XV в. Возможно, это копия более древнего
документа. Христианская традиция гласит, что первый образ Пресвятой Девы
был написан св. Лукой Евангелистом на доске стола из дома Святого
Семейства в Назарете. Из Иерусалима в Константинополь образ был
перенесён имп. Константином. В дальнейшем этот образ, но скорее его
копия, мог действительно попасть из Константинополя на Русь, ибо в
XI-XIV вв. между Константинополем и Русью поддерживались оживлённые
контакты. Не исключено и то, что образ мог быть «ранен» стрелой во
время битвы. Во время борьбы между Казимиром Великим и Людовиком
Венгерским на территории Руси образ был укрыт в замке в Белзе (ныне
на Львовщине в Украине). В 1382 г. его там нашёл князь Владислав
Опольчик. Получив многие милости благодаря предстательству Матери
Божией, князь взял образ и перевёз его в Ченстохову.
После II
мировой войны на Ясной Гуре был найден другой документ, датированный
1474 г. В нём содержится более обширное описание истории чудотворного
образа, но также и сведения легендарного характера. Однако мы
располагаем также документами первостепенного значения: двумя
сочинениями, вышедшими из под пера Яна Длугоша (1415-1480). Жил он во
времена, когда сам мог быть свидетелем некоторых происшествий,
связанных с чудотворным образом. И действительно, Длугош несколько раз
упоминает Ченстоховский чудотворный образ.
Нынешний ясногурский образ это тщательная реставрация первоначального образа, существенно повреждённого в 1430 г.
Владислав
Опольчик привел в Ченстохову из Венгрии братьев-паулинов и отдал им
деревянную приходскую церковь в Старой Ченстохове. Длугош дословно
приводит акт передачи храма его тогдашним настоятелем приору монастыря
паулинов в Буде.
Очень скоро к
образу стали приходить первые паломники, которые получали многие милости
благодаря молитве к Деве Марии. Со временем они стали приносить сюда
свои благодарственные пожертвования. В 1430 г. двое польских дворян
вместе с русским князем предприняли нападение на монастырь. Чтобы
замести следы, они использовали гуситские банды, разорявшие в то время
Силезию. К тому времени храм уже славился чудесными милостями,
полученными благодаря молитвам к Деве Марии, изображённой на ясногурском
образе. Грабители рассчитывали, что благодаря этому в монастыре
найдутся великие богатства и сокровища, но на деле убранство монастыря
оказалось довольно скромным. Разбойники взяли литургические сосуды и
принадлежности, чаши, кресты и украшения. Они также отодрали от образа
золотой оклад с драгоценными камнями, и нанесли по лику Девы Марии
удары саблей. Образ после этого отреставрировали с таким старанием, что
сохранились даже доски от прежнего образа, что потребовало немалых
усилий. Были, правда, изменены узоры на одеждах: анжуйские лилии на
плаще Девы Марии слишком явно напоминали анжуйский герб короля Венгрии
Людовика. Вероятно, была прибавлена и книга в руках Младенца. Доныне
сохранились на образе следы нападения 1430 г.: два шрама на щеке Девы
Марии, перечёркнутые третьим, и менее заметные шрамы на горле.
По
просьбе паулинов король Владислав Ягелло позволил отправить
повреждённый образ в Краков, где его реставрацией занялись придворные
живописцы. Предполагается, что это были иконописцы из Руси, обученные
византийскому иконописному искусству. Они старались восстановить образ в
его первоначальном виде, но краски клали уже по новой технике
(темпера), поскольку древней энкаустической техникой они не владели. При
этом либо сперва была выполнена точная копия первоначального образа,
либо же скопирована одна из существовавших точных его копий, на
основании чего и был написан новый образ. Работа длилась долго, ок. двух
лет, что свидетельствует о том, как тщательно она выполнялась. Расходы
нёс король Владислав Ягелло. Чтобы подчеркнуть верность образцу,
художники даже воспроизвели следы от «ран», нанесённых первообразу.
В 1655 г. имела
место знаменитая оборона Ясной Гуры. 9 ноября этого года шведский
военачальник граф Вейхард подступил к Ясной Гуре с 3 тыс. солдат и
потребовал безоговорочной капитуляции. Приор монастыря о. Августин
Кордецкий ответил отказом. Началась осада, причём ко шведам подошло
подкрепление. Осада длилась до Рождества, т. е. более месяца. В
распоряжении о. Кордецкого имелось 160 солдат и 70 монахов. Обороной
монастыря руководили Стефан Замойский и Пётр Чарнецкий. Осаждавшие
выпустили по монастырю и церкви 340 ядер весом от 6 до 12 кг, но не
сломили духа осаждённых. Это вынудило шведов снять осаду в ночь на 27
декабря. Дальнейшие неоднократные попытки овладеть монастырём с наскока
также ни к чему не привели.
Ясногурский
образ неоднократно обновлялся. В первый раз, вероятно, в 1682 г. по
поводу 300-летия перенесения образа. В 1705 г., за 12 лет до коронации
образа, провели его консервацию. По этому случаю были обновлены
масляными красками одежды Девы Марии и Младенца. В 1925-1926 проводилось
научное обследование образа и его глубокая консервация (проф. Ян
Рутковский). При этом были удалены масляные краски, наложенные
предыдущими реставраторами, и следы сажи. Были исправлены также
повреждения, нанесённые доскам жучками-древоточцами. В 1939-1945 гг.
образ находился в укрытии. Поэтому после войны потребовалась его новая
реставрация. При этом было проведено его обследование с использованием
новейших научных средств: рентгенографии, микроскопии, минералогии и т.
д. Работы проводил реставратор Р. Козловский.
Существует
древний обычай коронования чудотворных образов Девы Марии. Первая
папская коронация ясногурского образа состоялась в 1717 г. Корону
пожертвовал король. С 1817 г. стали торжественно отмечать годовщину
этой коронации. В ночь с 22 на 23 октября 1909 г. иеромонах Мацох
совершил кражу корон с образа Матери Божией, жемчужного убранства и
многих других драгоценностей. Ко святотатству он присоединил убийство
своего собрата и был осуждён на пожизненное заключение. Папа св. Пий Х
пожертвовал новую корону. Рекоронация состоялась 22 мая 1910 г.
В 1957 г. по
призыву Примаса кард. Стефана Вышиньского и Епископата Польши в стране
началась Великая Новенна (в данном случае — девятилетние моления) для
приготовления всего народа к празднования тысячелетия (966-1966)
принятия крещения королём Мешко I. В рамках этой новенны 5 мая 1957 г.
на Ясной Гуре Епископатом Польши, при отсутствии заключённого
коммунистами в тюрьму примаса Вышиньского и при участии ок. миллиона
паломников, было осуществлено торжественное возобновление обетов
короля Яна-Казимира Матери Божией. Принесенные за 300 лет до того обеты
короля Яна-Казимира были его личным обязательством, ясногурские обеты
стали обязательством всего польского народа, его жизненной программой,
выработанной в ходе Великой Новенны перед Тысячелетием Крещения Польши.
Наиболее
известная и торжественная коронация образа состоялась в 1966 г. в
рамках празднования Тысячелетия Крещения Польши. Совершил ее Примас
Тысячелетия, Слуга Божий кардинал Стефан Вышиньский, великий почитатель
Девы Марии Ясногурской, преданный Ей с сыновним упованием.
Чудотворный
ясногурский образ поляки окружают исключительным почитанием.
Неоднократно молился перед этим образом кард. Кароль Войтыла, а в
дальнейшем — Папа Иоанна-Павел II. Ежегодно на торжества Девы Марии
(особенно 15 и 22 августа) в Ясногурское святилище собираются сотни
тысяч паломников, большинство из которых идут туда пешком со всех концов
Польши многие дни.
Сегодняшнее
торжество было установлено по инициативе бл. Гонората Козьминского,
который после поражения Январского восстания 1863 г. старался объединить
польский народ вокруг Царицы Польши — Девы Марии. Вместе с тогдашним
приором Ясной Гуры о. Евсевием Рейманом, он в 1904 г. испросил у св.
Пия Х установления праздника Ченстоховской Божией Матери. В 1931 г.
Папа Пий XI распространил этот праздник на всю Польшу.
http://salvemus.wordpress.com
|