Меню сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Полезные ссылки
Приветствую Вас, Гость · RSS 17.12.2017, 06:14

Главная » 2011 » Август » 26 » 26 августа - Торжество Матери Божией Ченстоховской
18:10
26 августа - Торжество Матери Божией Ченстоховской
Среди сотен польских святилищ Ясна Гура — Ченстохова занимает первое и осо­бенное место. Ежегодно санк­ту­а­ри­ум посещает от одного до двух миллионов палом­ников. Они приходят, чтобы помолиться перед чудотворным образом Матери Божи­ей Ченстоховской, который славится многими чудесами и навсегда вошёл в историю Польши. Особенно торжественно происходит ежегодное паломничество в Ченстохо­ву со всей Польши, приуроченное к торжеству Взятия в Небо (Успения) Пресвятой Богородицы 15 августа, которое не пре­кращалось ни в годы немецкой, ни в десяти­летия советской оккупации.



Старейшим документом, сообщающем о чудотворном образе, является латинская рукопись, которая находится в архиве монастыря: Translatio tabulae Beate Marie Virginis quam Sanctus Lucas depinxit propriis manibus («Перенесение образа Благо­словенной Девы Марии, который собственноручно написал св. Лука»). В документе мы читаем:

«Автором образа является св. Евангелист Лука. По прось­бе верных он изобразил Деву Марию с Младенцем на столешнице стола, за кото­рым Ей случалось си­деть. Император Константин приказал перенести образ из Ие­ру­салима в Конс­тан­ти­но­поль и поместить в храме. Там образ прославился чудеса­ми. Вос­хи­щённый чу­до­творным образом русский князь Лев, который находился на службе у Константина, вы­просил его у императора и перенёс в свои владения, где богато его украсил. Образ вновь прославился чудесами. Во время войны с Людови­ком Вен­герским об­раз укрыли в замке, который перешёл к Людовику, и образом завладел наместник короля князь Владислав Опольчик. Во время осады замка литвинами и татарами в замок влетела стрела и попала в правую сто­рону образа. Тогда на осаж­давших пала тьма и привела их в ужас. Князь со­вершил вылазку и разгромил врагов. В даль­нейшем князь решил перенести образ в свою вотчину, но повозку с ним не могло сдвинуть с места даже мно­жество лошадей. Тогда князь при­нёс обет, что воздвигнет храм и мо­на­с­тырь там, где будет помещаться об­раз. После этого лошади легко сдви­нули повозку, и образ был доставлен на Ясну Гуру. Там его поместили в часовне монастыря, и образ снова прославился чудеса­ми».

Документ датируется первой половиной XV в. Возможно, это копия более древнего документа. Христианская традиция гласит, что первый образ Пресвятой Девы был написан св. Лукой Евангелистом на дос­ке стола из дома Святого Семейства в На­за­рете. Из Иерусалима в Константинополь образ был перенесён имп. Константином. В даль­нейшем этот образ, но скорее его копия, мог действительно попасть из Кон­с­тан­тинополя на Русь, ибо в XI-XIV вв. между Константинополем и Русью под­дер­жи­ва­лись оживлённые контакты. Не исключено и то, что образ мог быть «ранен» стре­лой во время битвы. Во время борьбы между Казимиром Великим и Людовиком Вен­гер­ским на территории Руси образ был укрыт в замке в Белзе (ныне на Львов­щине в Украине). В 1382 г. его там нашёл князь Владислав Опольчик. Получив мно­гие мило­сти благодаря предстательству Матери Божией, князь взял образ и перевёз его в Ченстохову.

После II мировой войны на Ясной Гуре был найден другой документ, датированный 1474 г. В нём содержится более обширное описание истории чудотворного образа, но также и сведения легендарного характера. Однако мы располагаем также до­ку­мен­та­ми первостепенного значения: двумя сочинениями, вышедшими из под пера Яна Длу­гоша (1415-1480). Жил он во времена, когда сам мог быть свидетелем не­ко­торых проис­шествий, связанных с чудотворным образом. И действительно, Длугош несколько раз упоминает Ченстоховский чудотворный образ.

Нынешний ясногурский образ это тщательная реставрация первоначального образа, существенно повреждённого в 1430 г.

Владислав Опольчик привел в Ченстохову из Венгрии братьев-паулинов и отдал им деревянную приходскую церковь в Старой Ченстохове. Длугош дословно приводит акт передачи храма его тогдашним настоятелем приору монастыря пау­линов в Буде.

Очень скоро к образу стали приходить первые паломники, которые получали многие милости благодаря молитве к Деве Марии. Со временем они стали приносить сюда свои благодарственные пожертвования. В 1430 г. двое польских дворян вместе с русским князем предприняли нападение на монастырь. Чтобы замести следы, они использовали гуситские банды, разорявшие в то время Силезию. К тому времени храм уже славился чудесными милостями, полученными благодаря молитвам к Деве Марии, изображённой на ясногурском образе. Грабители рассчитывали, что благодаря этому в монастыре найдутся великие богатства и сокровища, но на деле убранство монастыря оказалось довольно скромным. Разбойники взяли литургиче­ские сосуды и принадлежности, чаши, кресты и украшения. Они также отодрали от образа золотой оклад с драгоценными камнями, и нанесли по лику Девы Марии уда­ры саблей. Образ после этого отреставрировали с таким старанием, что со­х­ра­ни­лись даже доски от прежнего образа, что потребовало немалых усилий. Были, пра­в­да, изменены узоры на одеждах: анжуйские лилии на плаще Девы Марии слишком явно напоминали анжуйский герб короля Венгрии Людовика. Вероятно, была при­ба­в­лена и книга в руках Младенца. Доныне сохранились на об­разе следы нападения 1430 г.: два шрама на щеке Девы Марии, перечёркнутые тре­тьим, и менее заметные шрамы на горле.

По просьбе паулинов король Владислав Ягелло позволил отправить повреждённый образ в Краков, где его реставрацией занялись придворные живописцы. Предпола­гается, что это были иконописцы из Руси, обученные византийскому иконописному искусству. Они старались восстановить образ в его первоначальном виде, но краски клали уже по новой технике (темпера), поскольку древней энкаустической техникой они не владели. При этом либо сперва была выполнена точная копия первоначаль­ного образа, либо же скопирована одна из существовавших точных его копий, на основании чего и был написан новый образ. Работа длилась долго, ок. двух лет, что свидетельствует о том, как тщательно она выполнялась. Расходы нёс король Влади­слав Ягелло. Чтобы подчеркнуть верность образцу, художники даже воспроиз­вели сле­ды от «ран», нанесённых первообразу.

В 1655 г. имела место знаменитая оборона Ясной Гуры. 9 ноября этого года швед­ский военачальник граф Вейхард подступил к Ясной Гуре с 3 тыс. солдат и потребо­вал безоговорочной капитуляции. Приор монастыря о. Августин Кордецкий ответил отказом. Началась осада, причём ко шведам подошло подкрепление. Осада дли­лась до Рождества, т. е. более месяца. В распоряжении о. Кордецкого имелось 160 солдат и 70 монахов. Обороной монастыря руководили Стефан Замойский и Пётр Чарнецкий. Осаждавшие выпустили по монастырю и церкви 340 ядер весом от 6 до 12 кг, но не сломили духа осаждённых. Это вынудило шведов снять осаду в ночь на 27 декабря. Дальнейшие неоднократные попытки овладеть монастырём с наскока также ни к чему не привели.

Ясногурский образ неоднократно обновлялся. В первый раз, вероятно, в 1682 г. по поводу 300-летия перенесения образа. В 1705 г., за 12 лет до коронации образа, провели его консервацию. По этому случаю были обновлены масляными красками одежды Девы Марии и Младенца. В 1925-1926 проводилось научное обследование образа и его глубокая консервация (проф. Ян Рутковский). При этом были удалены масляные краски, наложенные предыдущими реставраторами, и следы сажи. Были ис­правлены также повреждения, нанесённые доскам жучками-древоточцами. В 1939-1945 гг. образ находился в укрытии. Поэтому после войны потребовалась его новая реставрация. При этом было проведено его обследование с использованием но­вейших научных средств: рентгенографии, микроскопии, минералогии и т. д. Ра­бо­ты проводил реставратор Р. Козловский.

Существует древний обычай коронования чудотворных образов Девы Марии. Пер­вая папская коронация ясногурского образа состоялась в 1717 г. Корону пожерт­во­вал король. С 1817 г. стали торжественно отмечать годовщину этой коронации. В ночь с 22 на 23 октября 1909 г. иеромонах Мацох совершил кражу корон с образа Матери Божией, жемчужного убранства и многих других драгоценностей. Ко свято­татству он присоединил убийство своего собрата и был осуждён на пожизненное за­ключение. Папа св. Пий Х пожертвовал новую корону. Рекоронация состоялась 22 мая 1910 г.

В 1957 г. по призыву Примаса кард. Стефана Вышиньского и Епископата Польши в стране началась Великая Новенна (в данном случае — девятилетние моления) для приготовления всего народа к празднования тысячелетия (966-1966) принятия кре­щения королём Мешко I. В рамках этой новенны 5 мая 1957 г. на Ясной Гуре Еписко­патом Польши, при отсутствии заключённого коммунистами в тюрьму примаса Вы­шиньского и при участии ок. миллиона паломников, было осуществлено торже­ст­венное возобновление обетов короля Яна-Казимира Матери Божией. Принесен­ные за 300 лет до того обеты короля Яна-Казимира были его личным обязатель­ством, ясногурские обеты стали обязательством всего польского народа, его жиз­ненной программой, выработанной в ходе Великой Новенны перед Тысячелетием Крещения Польши.

Наиболее известная и торжественная коронация образа состоялась в 1966 г. в рам­ках празднования Тысячелетия Крещения Польши. Совершил ее Примас Тысячеле­тия, Слуга Божий кардинал Стефан Вышиньский, великий почитатель Девы Марии Ясногурской, преданный Ей с сыновним упованием.

Чудотворный ясногурский образ поляки окружают исключительным почитанием. Неоднократно молился перед этим образом кард. Кароль Войтыла, а в дальнейшем — Папа Иоанна-Павел II. Ежегодно на торжества Девы Марии (особенно 15 и 22 ав­густа) в Ясногурское святилище собираются сотни тысяч паломников, большинство из которых идут туда пешком со всех концов Польши многие дни.

Сегодняшнее торжество было установлено по инициативе бл. Гонората Козьминско­го, который после поражения Январского восстания 1863 г. старался объединить польский народ вокруг Царицы Польши — Девы Марии. Вместе с тогдашним прио­ром Ясной Гуры о. Евсевием Рейманом, он в 1904 г. испросил у св. Пия Х установле­ния праздника Ченстоховской Божией Матери. В 1931 г. Папа Пий XI распространил этот праздник на всю Польшу.


http://salvemus.wordpress.com
Просмотров: 896 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Неофициальный сайт костела Cв. Александра © 2017
Бесплатный хостинг uCoz